Методы учета интенсивности движения транспортного потока

ООО «Титул-2005»
Худошин А.Н., Еськова К.Э.

В настоящий момент действующим нормативным документом по методам учета интенсивности движения является ГОСТ 32965-2014. Согласно данному документу, измерения интенсивности разделяют на кратковременные и долгосрочные. Основными методами проведения измерений являются визуальный и автоматизированный.

Визуальный метод используется, в основном, для кратковременного учёта интенсивности транспортного потока, но в ряде случаев является неудобным и неэффективным. Применение устройств для проведения автоматизированных измерений поможет сэкономить немало времени при работах на дорогах с большим количеством полос, а также с высокой скоростью и плотностью транспортного потока.

Наиболее простым и надёжным устройством для автоматизированного измерения интенсивности являются катушки индуктивности.


Рис. 1. Измерение интенсивности с помощью катушек индуктивности

Они малоприменимы для кратковременных измерений, так как встраиваются непосредственно в дорожное покрытие, но при этом неплохо подходят для долгосрочного наблюдения (особенно если нет необходимости разделять автомобили по 14 типам, указанным в ГОСТе). Катушки могут фиксировать количество и скорость автомобилей с высокой точностью. Если этого достаточно для конкретной задачи, то их применение будет не только наиболее дешёвым, но при этом и надёжным вариантом.

Среди всех автоматизированных систем, лучше всего со своей задачей справляются видеокамеры, радары, лазерные сканеры или же их различные комбинации.

Наиболее простым и дешёвым вариантом являются видеокамеры с соответствующим программным обеспечением. Такая система способна по изображению определять скорость автомобилей, их высоту и длину, а затем, исходя из полученных параметров, классифицировать транспортные средства.


Рис. 2 «Видеоанализатор транспортного потока, монтируемый на передвижных диагностических лабораториях»


Рис. 3 «Окно программы по учету интенсивности движения транспортного потока в составе ПИК «Дорога-ПРО»

Еще один вариант - радары. Они просты в установке и не подвержены влиянию погодных условий. Наиболее эффективно используются два варианта установки радаров:

  • Первый предусматривает установку в направлении вдоль оси дороги. Это позволяет датчику издалека замечать автомобили, с высокой точностью определять их скорость и, в большинстве случаев, избегать слепых зон.


    Рис. 4 Визуальная схема работы радара, установленного вдоль дороги


    Однако в таком случае возникают проблемы с определение габаритов ТС, а, следовательно, и с их классификацией.

     

  • Второй вариант установки радара – перпендикулярно дороге. Наиболее эффективно в таком случае используется технология «двух лучей».


    Рис. 5 Пример работы радара, установленного перпендикулярно дороге


    Принцип работы заключается в том, что радар с высокой частотой выпускает лучи в двух плоскостях, фиксирует время нахождения автомобиля в плоскости первого луча, а также время, которое требуется автомобилю, чтобы пройти между лучами. Это позволяет одновременно вести измерения на дорогах шириной до 22 полос, при этом с высокой точностью фиксируя транспортные средства, определяя их длину и скорость. По сути, единственным слабым местом подобных датчиков является классификация ТС, т.к. они способны определять только длину, а о высоте и, тем более, о количестве осей речи не идёт. Для устранения этого недостатка приходится совместно с радаром применять различные устройства, способные с высокой точностью определять количество осей транспортного средства.

Не так давно в Россию пришла технология «free flow», предназначенная в основном для стационарных пунктов взимания платы в безостановочном режиме. Данная система предназначена для определения количества и расположения осей, а, следовательно, и для классификации ТС, используя высокоточные лазерные сканеры в паре со стереоскопическими камерами.


Рис. 6


Рис. 7 Пример работы системы «free flow»

Такой подход позволяет получить что-то вроде трёхмерной модели проезжающего транспортного средства, а затем на программном уровне определять количество осей и принадлежность к одному из 14-ти типов.

Наверное, главным недостатком такой системы является то, что лазерные датчики и стереоскопические камеры должны находиться непосредственно над каждой полосой движения, а это значит, что их установка – это достаточно сложный, долгий и недешёвый процесс.

Есть еще множество датчиков контактного типа, которые способны с такой же точностью вести подсчёт осей, но все они достаточно быстро изнашиваются из-за постоянного контакта с транспортными средствами, что делает их применение нецелесообразным.

Из всего выше представленного следует, что для долгосрочных измерений наиболее подходящим вариантом является система «free flow» или ей подобные. Пока только такой подход позволяет вести точную классификацию транспортных средств по количеству осей и габаритам одновременно. Однако такая система, в её нынешнем виде, совершенно не подходит для ведения краткосрочных измерений ввиду своей громоздкости, сложности установки и отсутствия мобильности.

На сегодняшний день для автоматизации краткосрочных измерений применяются в основном системы на основе видеокамер, именно эти технические решения достаточно активно используются для задач паспортизации и диагностики автомобильных дорог, устанавливая их на передвижные диагностические лаборатории. Однако не все инжиниринговые компании материально готовы дооснастить свои диагностические лаборатории данными системами, оставляя визуальный способ учета интенсивности наиболее предпочтительным с бюджетной стороны.

Для таких организаций ООО «Титул-2005» создало специальное приложение, которое достаточно установить на любое мобильное устройство с операционной системой Android, с помощью которого можно сделать визуальный учет максимально удобным и эффективным. Данное приложение обладает интуитивно понятным интерфейсом и позволяет практически полностью избавиться от камеральной обработки данных. После завершения измерений программа сама определяет среднесуточную и приведённую интенсивность, а затем формирует отчёт.


Рис. 8 Главное окно программы для учета интенсивности движения с использованием мобильных устройств

В 2018 году программное приложение существенно переработано: изменен интерфейс программы, ПО адаптировано под новые нормативные требования, реализована возможность определения интенсивности на городских дорогах и дорогах общего пользования и многое другое.

Все изменения будут более подробно отражены в следующей статье, следите за новостями на нашей сайте titul2005.ru и в социальных сетях.