Модуль «Сцепление»

Программа измерения коэффициента сцепления покрытий автомобильных дорог является составной частью ПИК «Дорога-2011» и работает в составе бортового-вычислительного комплекса на базе передвижной дорожной диагностической лаборатории КП-514 МП, производства ООО «Спецдортехника». Данная программа предназначена для совместного использования с динамометрической установкой «ПКРС-2». Суть метода оценки коэффициента сцепления установкой «ПКРС-2» заключается в измерении тормозящей силы при блокировании колеса установки (прицепа). Прогиб металлической пластины, возникающий под воздействием на неё усилий от заторможенного колеса, измеряется с помощью датчика линейных перемещений. Далее полученные показатели с датчика переводятся при помощи формул в коэффициент сцепления покрытия автодороги.

Условия применения:

  • Операционная система Microsoft Windows 98, Windows XP, Vista;
  • Параллельный порт у ПЭВМ (BiDirectional/EPP) для АЦП E-330 (производство «ЗАО Л-КАРД») или USB-порт для АЦП E-14-440;
  • Требования к аппаратной части ПЭВМ определяются минимальными требованиями операционной системы.

Техническими входными данными для программы измерения коэффициента сцепления являются:

  • пройденный путь, получаемый в виде сигналов с датчиков пути (мерное колесо или ДПП);
  • данные о коэффициенте сцепления покрытия дороги (динамометрический прицеп «ПКРС-2У»);
  • географические координаты (GPS-приемник).

Краткое описание:

Основной функцией данной программы является управление и сбор данных о процессе торможения установки «ПКРС-2У» с постоянным отслеживанием показаний датчика пройденного пути, последующая обработка информации. В программе реализовано отображение процесса измерения в режиме реального времени (рис.1). По завершению цикла торможения программа автоматически рассчитывает коэффициент сцепления покрытия дороги и выделяет на графике торможения характерные участки/линии (рис.2).

Процесс измерения
Рис. 1
Завершен процесс измерения
Рис. 2

В программе учитываются многие параметры установки «ПКРС-2»: тарировочные коэффициенты датчика сцепления, вид протектора на колесе ПКРС, наличие автоматической системы торможения (при наличии данной системы программа способна сама через определенный шаг измерения или по команде оператора отдавать команду «ПКРС-2» на начало цикла торможения); кроме этого, в программе на сегодняшний день реализовано 2 (два) типа подключения бортового вычислительного комплекса (БВК) к компьютеру – через АЦП Е-330 или Е14-440, производства фирмы «ЗАО Л-КАРД» (рис.3, рис.4).

Процесс измерения
Рис. 3
Завершен процесс измерения
Рис. 4

В новых версиях программы, в соответствии с ОДН 218.0.006-2002 «Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог», при измерениях коэффициента сцепления учитываются следующие параметры (рис. 3, рис. 5):

  • тип рельефа прохождения трассы;
  • состояние протектора ПКРС (учитывается при расчёте нормативных значений коэффициента сцепления);
  • температура воздуха в момент измерения (внесение поправки при расчёте коэффициента сцепления для приведения измерений к расчетной температуре).

Как и во всех остальных программах, входящих в состав программно-измерительного комплекса «Дорога-2011» в модуле «Сцепление» реализована работа со списком характерных точек (рис.6) и их фиксация в процессе проведения измерений (рис.2). Фиксация производится одним из трех способов: 1) вводом кода характерной точки; 2) нажатием комбинации «горячих» клавиш; 3) выбором точки из списка.

Ввод начальной информации
Рис. 5
Редактирование хар. точек
Рис. 6

В программе реализованы модули для тарировки датчика пройденного пути (рис.7) и установки «ПКРС-2У» (рис.8). Тарировка датчиков пройденного пути может осуществляться как с помощью проезда по мерному участку, так и по эталонному датчику, например, по мерному колесу можно откалибровать датчик пройденного пути, установленный на «коробке передач» или датчик «Холла». Тарировка установки ПКРС выполняется исключительно квалифицированными специалистами-метрологами на базе ООО «Спецдортехника».

Расчет коэф-та на путь
Рис. 7
Тарировка датчика сцепления
Рис. 8

С помощью режима «Просмотр результатов измерений» осуществляется вывод на экран результатов обследований в графическом (рис. 9) и табличном виде (рис.10). В данном режиме предусмотрена возможность формирования отчетных ведомостей и экспорт полученных результатов в наиболее распрастраненные форматы файлов (doc, odt, xls, txt, bmp и пр.).

Просмотр диаграммы
Рис. 9
Просмотр таблицы
Рис. 10