Расчёт объёма выравнивающего слоя

Программа предназначена для расчета объема материала, необходимого для приведения поверхности дороги в нормативное состояние.

При расчете используется информация о фактических параметрах дороги, полученная в ходе обследования дороги передвижными диагностическими лабораториями и занесенная в банк дорожных данных « Титул-2005».

В программе предусмотрено несколько вариантов расчета выравнивающего слоя:

  • выравнивание поперечного профиля – доведение поперечных уклонов до нормативных значений, установленных в СНиП 2.05.02-85*;
  • выравнивание поперечного профиля с учетом поперечной ровности – доведение поперечных уклонов до нормативных значений, регламентированных СНиП 2.05.02-85*, к которому прибавлен объем, необходимый для заполнения поперечных неровностей покрытия. В этом случае поперечный профиль должен быть получен с помощью навесной ультразвуковой рейки с 12-тью датчиками в составе передвижной диагностической лаборатории;
  • совместное выравнивание поперечного и продольного профиля – помимо корректировки поперечных уклонов производится сглаживание продольных волн с использованием ограничений на амплитуду волны, указанных в СНиП 3.06.03-85;
  • выравнивание поперечного профиля с определением объемов работ требуемого фрезерования покрытия.

Краткое описание

Для расчета объема материала, необходимого на выравнивание участка выбранной автомобильной дороги, требуется указать следующие условия расчета:

  • границы участка;
  • дорожно-климатическую зону, от значения которой зависит величина нормативного поперечного уклона (табл. 7 СНиП 2.05.02-85*);
  • материал выравнивания, коэффициент уплотнения которого учитывается при определении объемной массы материала выравнивания;
  • вид выравнивания: только поперечный профиль, поперечный и продольный профиль, выравнивание с фрезерованием, поперечный профиль с учетом данных о поперечной ровности;
  • минимальная толщина слоя выравнивания и фрезерования, при которых технологически целесообразно проведение работ;
  • шаг расчета (10 м, 50 м, 100 м и т.д.) – зависит от используемого прибора (дорожная лаборатория позволяет получать отметки, через каждые 5 и более метров, что позволяет выбрать наименьший шаг расчета, ручная нивелировка, как правило, выполняется с шагом 100 м и более).
Рис.1 - Окно для ввода условий
расчета
Для ввода исходных данных и расчета объема выравнивающего слоя используются так называемые «справочники»:
  • Справочник «Материалы заполнения» –  содержит информацию о материалах, используемых при выравнивании покрытия и величинах соответствующих им коэффициентов уплотнения (справочник редактируется только разработчиком программы);
  • Справочник «Нормативные поперечные уклоны» – содержится информация о величинах нормативных уклонов, указанных в СНиП 2.05.02-85 (может редактироваться пользователем ПО);
  • Справочник «Допустимые амплитуды продольных волн» –  содержится информация о допустимых величинах на амплитуды продольных волн, указанных в СНиП 3.05.06-85 (может редактироваться пользователем ПО).
Рис. 2 - Справочник
"Нормативные поперечные уклоны"
Рис. 3 - Справочник
"Материалы заполнения"
Рис. 4 - Справочник
"Допустимые амплитуды
продольных волн"

Результаты расчетов формируются в табличном виде, где представлена информация о суммарном объеме выравнивания, объеме по каждому 10-ти метровому участку автомобильной дороги, ширина проезжей части, толщина слоя в поперечном сечении (справа, слева, по оси), фактические и нормативные уклоны и т.п.

Рис.5 - Пример ведомости
с результатами расчета

 

Выходные данные могут быть также просмотрены в виде графиков, как в продольном, так и в поперечном профиле, которые отображают превышение проектной линии над поверхностью существующей дороги.

Рис.6 - Пример графика в
поперечном разрезе дороги

Для оперативной и удобной работы пользователей предусмотрен ряд функциональных возможностей, к которым относятся экспорт выходного документа в Microsoft Word и Microsoft Excel, дружественная система проверок, всплывающих подсказок, предупреждений, защита от ошибочной корректировки, интерактивный режим.