Назначение ПИК «Дорога-2011»
Программно-измерительный комплекс «Дорога-2011» предназначен для сбора информации о транспортно эксплуатационном состоянии автомобильных дорог при проведении работ по паспортизации, инвентаризации, диагностике для контроля качества выполненных ремонтных работ и уровня содержания автомобильных дорог. Все измерительные системы интегрированы в одну программу, позволяющую проводить измерение большего числа параметров за один проезд по участку. Получаемая в процессе измерений информация накапливается на жестком диске бортового компьютера. Данные автоматической обработки результатов измерений доступны сразу после завершения измерений. Экспертная обработка может осуществляться как в полевых, так и в камеральных условиях. Программы обработки результатов измерений позволяют: проводить экспертную и автоматическую обработку данных, анализировать полученную информацию на соответствие нормативам с созданием статистического отчёта, просматривать информацию в табличном и графическом виде, создавать отчетные формы, осуществлять их печать или экспортировать в другие форматы файлов (Microsoft Word, Excel, текстовый формат и т.д.). |
Краткое описание
Программно-измерительный комплекс «Дорога-2011» работает в составе бортового вычислительного комплекса на базе передвижных дорожных диагностических лабораторий типов КП-514 МП, и «Трасса» производства ООО «Спецдортехника».
В программный комплекс входят следующие модули:
-
Определение геометрических параметров автомобильных дорог;
-
Определение продольной ровности дорожных покрытий;
-
Видеосъемка автомобильных дорог;
-
Измерение поперечной ровности (колейности) автомобильных дорог;
-
Определение коэффициента сцепления дорожных покрытий;
-
Измерение прочности нежестких дорожных одежд;
-
Видеофиксация дефектов покрытия;
-
Измерение интенсивности транспортного потока;
-
Сбор GPS-информации по автомобильным дорогам;
-
Георадарное зондирование дорожных одежд;
-
Электронный полевой журнал;
-
Инвентаризация сооружений и технических объектов на автомобильной дороге.
Состав комплекса
Программно-аппаратный комплекс «Видео»
Предназначен для видеосъемки автомобильных дорог в цифровом формате и позволяет на основе полученной информации решать различные инженерно-административные задачи. Видеосъемка дорожной ситуации выполняется в процессе движения передвижной диагностической лаборатории 3-мя или 5-ю камерами одновременно.
Просмотр полученного материала осуществляется с помощью программы «Видеобанк а/д».
Измерительная система «Геометрия»
Модуль измерения геометрических параметров автомобильных дорог является составной частью программного обеспечения передвижной диагностической лаборатории КП-514 МП и лаборатории «Трасса».
Данный модуль позволяет измерять геометрические параметры автомобильных дорог одной из двух основных систем:
- Инерциальная гироскопическая система (2 гироскопа);
- Малогабаритная интегрированная навигационная система (МИНС).
Основными параметрами, получаемыми в процессе измерений, являются данные о курсе лаборатории (в градусах), продольном и поперечном уклоне (в промилле) с привязкой к пройденному пути.
Измерительная система «Ровность»
Модуль «Ровность» является составной частью программно-измерительного комплекса «Дорога-2011», установленного на передвижной диагностической лаборатории. Данная программа позволяет измерять ровность покрытий автомобильных дорог по двум методам:
- методом «толчкомера»;
- методом «IRI».
Для работы программы и измерения ровности покрытия по методу «толчкомера» в состав лаборатории должны входить специализированные приборы измерения ровности: толчкомер, ПКРС – 2У или ПКР-1.
Измерительная система «Колейность»
Модуль «Колейность» является составной частью программно-измерительного комплекса «Дорога-2011», установленного на передвижной диагностической лаборатории.
Данная программа позволяет измерять поперечную ровность (колейность) автомобильной дороги.
Измерение колейности осуществляется при помощи 2-х видеокамер, оптические оси которых направлены перпендикулярно покрытию, с использованием линейной лазерной подсветки покрытия. Ширина захвата съемки камер составляет 4 м.
Измерительная система «Сцепление»
Программа измерения сцепления покрытий автомобильных дорог является составной частью программного обеспечения передвижной диагностической лаборатории КП-514 МП и лаборатории «Трасса». Данная программа предназначена для использования с установкой ПКРС-2У.
Суть метода оценки сцепления установкой ПКРС-2У заключается в изменении тормозящей силы при блокировании колеса установки. Прогиб металлической пластины, возникающий под действием на неё усилий от заторможенного колеса, измеряется с помощью датчика линейных перемещений. Полученные показатели прогиба переводятся в коэффициент сцепления по средствам тарировочных коэффициентов.
Измерительная система «Прочность»
Программа измерения прочности дорожных одежд является составной частью программного обеспечения передвижной диагностической лаборатории КП-514 МП и лаборатории «Трасса». Данная программа предназначена для совместного использования с установкой «Дина-3М».
Суть метода оценки прочности установкой «Дина-3М» заключается в регистрации прогибов дорожных одежд автомобильных дорог при воздействии на них кратковременной динамической нагрузки. Прогиб покрытия под действием динамической нагрузки регистрируется с помощью датчика линейных перемещений или акселерометрического датчика. Полученные значения прогиба переводятся в фактический модуль упругости в соответствии с методикой, описанной в руководстве по эксплуатации установки «Дина-3М». В последних версиях программы реализована одновременная работа с несколькими (до 12) акселерометричесмкими датчиками. В базовой версии (4 датчика) датчики располагаются на покрытии на различном расстоянии от места удара (до 1,5м) и позволяют проводить замеры в пределах всей чаши прогиба, что позволяет существенно повысить точность и информативность проводимых измерений.
Измерительная система «Видеодефектовка»
Модуль «Видеодефектовка» является составной частью программно-измерительного комплекса «Дорога-2011», установленного на передвижной диагностической лаборатории.
Данная программа позволяет:
-
производить видеосъемку покрытия автомобильной дороги линейной камерой с шириной захвата полосы 3,75 м и фиксацией дефектов размеров от 1 мм;
-
выявлять дефекты дорожного покрытия (трещины, выбоины, просадки, проломы дорожной одежды и др.) и их геометрические характеристики (площадь, длина и др.);
-
группировать дефекты по характерным участкам, с возможностью объединения соседних и исключения технологически коротких участков;
-
выполнять оценку состояния покрытия и формировать отчетные документы в виде дефектной ведомости.
Измерительная система «Интенсивность»
Программа учета интенсивности транспортного потока предназначена для определения интенсивности движения, состава транспортного потока и скорости движения автотранспортных средств.
В программе определяются следующие группы транспортных средств:
-
Мотоциклы и мотоколяски;
-
Легковые автомобили;
-
Автобусы особо малого класса;
-
Автобусы средние;
-
Автобусы тяжелые;
-
Грузовые автомобили малотоннажные (1-2т);
-
Грузовые автомобили средние (2-5т);
-
Грузовые автомобили тяжелые (5-8 т);
-
Грузовые автомобили очень тяжелые (более 8 т);
-
Грузовые автомобили с прицепами и полуприцепами.
Программа сбора GPS-информации по автомобильным дорогам является составной частью программного обеспечения передвижной диагностической лаборатории КП-514 МП. Данная программа предназначена для использования совместно со всеми типами GPS-приёмников, способных работать по протоколу NMEA-83. Выходные данные формируются как в формате ПИК «Дорога-2011» так и в формате программы «Ozi Explorer». Измерения проводятся в системе координат геоида WGS-84.
Измерительная система «Георадар»
Система зондирования дорожных одежд предназначена для получения радарограмм дорожных одежд для оценки их эксплуатационного состояния.
Георадар - это современный геофизический прибор, предназначенный для решения широкого круга задач. Мобильность георадара, его сравнительная компактность и возможность проводить неразрушающий мониторинг среды с высокой детальностью делают этот прибор уникальным среди геофизического оборудования.
Георадары используются для решения широкого спектра инженерно-геологических, гидрогеологических и поисковых задач, таких как:
- картирование геологических структур
- обследование инженерных сооружений
- определение толщины ледяного покрова
- обследование водоемов и картирование придонных отложений
- определение мощности слоя сезонного промерзания/оттаивания, окантуривание областей вечной мерзлоты, таликов
Электронный полевой журнал
Модуль «Электронный полевой журнал» является составной частью программно-измерительного комплекса «Дорога-2011», установленного на передвижной диагностической лаборатории.
Данный модуль предназначен для фиксации объектов инженерного оборудования и обустройства дороги, объектов сервиса и автотранспортной службы, элементов придорожной полосы и полосы отвода, дефектов содержания в весенне-летне-осенний и зимний периоды.
Для фиксации объектов используется специализированная клавиатура, которая значительно упрощает работу, снижает риск ошибки оператора при фиксации дефектов содержания, объектов и характеристик автодороги.
Модуль для работы с дополнительной клавиатурой
Фиксация дорожных объектов и элементов придорожной полосы отвода с помощью специализированной клавиатуры.
Программа оценки содержания автомобильных дорог
Фиксация дефектов содержания в весенне-летне-осенний и зимний периоды и оценка уровня содержания автомобильных дорог в соответствии с ОДМ 218.0.000-2003.
Модуль «Администрирование базы данных «ПИК «Дорога-2011»
П рограмма администрирования базы данных ПИК «Дорога-2011» выполняет ряд функций, связанных с разграничением прав доступа и ведением журналов работы передвижных дорожных лабораторий, а так редактированием параметров, общих для всех компонентов ПИК «Дорога-2011».
Условия применения ПИК «Дорога-2011»
- Операционная система Microsoft, Windows XP; Windows 7 (32 bit);
- USB-порт для АЦП E-14-440 или PCI для АЦП L-783M;
-
Требования к аппаратной части ПЭВМ определяются минимальными требованиями операционной системы.
Техническими входными данными для измерительных программ является информация, получаемая от оборудования лабораторий. В настоящий момент лаборатории комплектуются следующим оборудованием:
-
Датчики пройденного пути – высокоточный энкодер или датчик на коробке передач (ДПП);
-
Малогабаритная Интегрированная Навигационная Система (МИНС) (блок из нескольких микромеханических датчиков вращения, инклинометров и акселерометров, работающий совместно с GPS-системой, определяет курс, уклоны, географические координаты и высотные отметки);
-
Система компенсации перемещений кузова (СКПК, система стабилизации) – 4 бесконтактных ультразвуковых датчика расстояния, установленных по углам лаборатории. Предназначены для повышения точности измерения продольных и поперечных уклонов автомобильных дорог;
-
Устройство контроля поперечной ровности (УКПР, ультразвуковая рейка) – 12-16 бесконтактных ультразвуковых датчиков расстояния, расположенных на одной рейке поперёк направления движения. Предназначены для определения параметров поперечного профиля автомобильных дорог (глубины колеи);
-
Устройство контроля поперечной ровности (Видеоколейность) – измерение колейности осуществляется при помощи 2-х видеокамер, оптические оси которых направлены перпендикулярно покрытию, с использованием линейной лазерной подсветки покрытия. Ширина захвата съемки камер составляет 4 м;
-
Система видеосъёмки– 3 цифровые видеокамеры Arecont Vision (США) для панорамной видеосъемки дорожной ситуации. Позволяют проводить съёмку с шагом 1 м, при скорости движения лаборатории 30 км/ч; с шагом 10 м, при скорости 70 км/ч и выше;
-
GPS-приёмник (приёмник, подключаемый через COM-порт или USB, способный работать в реальном времени по протоколу NMEA-1983) – предназначен для получения географических координат и последующей привязки к ним результатов измерений;
-
Толчкомер – прибор, устанавливаемый на ПДЛ и предназначенный для оценки продольной ровности покрытий автомобильных дорог по ОДН 218.0.006-2002 «Диагностика автомобильных дорог»;
-
Прибор Контроля Ровности ПКР-1 – прицепная установка, предназначенная для оценки продольной ровности дорожных покрытий по методике IRI;
-
Прибор Контроля Ровности IRI – устройство, которое устанавливается на кузов автомобиля для оценки продольной ровности дорожных покрытий по методике IRI с компенсацией данных по акселерометру;
-
Прибор Контроля Ровности и Сцепления ПКРС-2У – прицепная установка, предназначенная для оценки продольной ровности и сцепных свойств дорожных покрытий по ОДН 218.0.006-2002 «Диагностика автомобильных дорог»;
-
Установка динамического нагружения «Дина-3М» - прицепная установка, предназначенная для оценки прочности нежёстких дорожных одежд методом кратковременного динамического нагружения;
-
Георадар «Око-2» - навесное оборудование, предназначенное для получения радарограмм конструкций дорожных одежд в продольном направлении, позволяющее существенно снизить объёмы вскрывных работ при диагностике автомобильных дорог.
-
Линейная камера Dalsa- высокочувствительный линейный сканер для видеосъёмки покрытий автомобильных дорог с шириной захвата полосы 3,75 м и фиксацией дефектов размером от 1 мм;
-
Выдвижная мачта с камерой для измерения интенсивности - предназначена для учета интенсивности транспортного потока и скорости движения автотранспортных средств.
Программно-измерительный комплекс «Дорога-2011» предназначен для сбора информации о транспортно эксплуатационном состоянии автомобильных дорог при проведении работ по паспортизации, инвентаризации, диагностике для контроля качества выполненных ремонтных работ и уровня содержания автомобильных дорог. Все измерительные системы интегрированы в одну программу, позволяющую проводить измерение большего числа параметров за один проезд по участку.
Получаемая в процессе измерений информация накапливается на жестком диске бортового компьютера. Данные автоматической обработки результатов измерений доступны сразу после завершения измерений. Экспертная обработка может осуществляться как в полевых, так и в камеральных условиях. Программы обработки результатов измерений позволяют: проводить экспертную и автоматическую обработку данных, анализировать полученную информацию на соответствие нормативам с созданием статистического отчёта, просматривать информацию в табличном и графическом виде, создавать отчетные формы, осуществлять их печать или экспортировать в другие форматы файлов (Microsoft Word, Excel, текстовый формат и т.д.).